|
Декабрь 2024 г.
Полезный совет: Архив смотреть с конца. |
20.12.2024
«Долго будет Карелия сниться...» Сортавала, парк Ваккосалми
Итак, мы приехали в Сортавалу. Поселились в новостройке на самой северной окраине города — дальше были только пустырь и лес, а с другой стороны — частный сектор. Но это даже неплохо, что на окраине. Буквально пара минут на машине, и ты уже за городом, можно любоваться окрестной природой, а ещё неподалёку проходит железная дорога, где удобно подкараулить поддающий пару Рускеальский экспресс. По самой Сортавале мы практически не гуляли (посещение ближайшей «Пятёры» не в счёт), только в самый первый день, вернее уже белую ночь, выбрались в центральный сортавальский парк Ваккосалми.
[прогулка в парке...]
Заложен городской парк был в далёком 1874 году в западной части Сортавалы, между озёрами Айранне и Ляппяярви. С северо-востока территорию парка ограничивает коротенькая речушка Вакко, соединяющая озёра. А «салми» переводится с финского как «пролив». Центральное место в парке занимает гора Кухавуори, ставшая естественной смотровой площадкой, откуда можно увидеть весь город. При создании парка постарались по максимуму сохранить природный ландшафт. Здесь нет аттракционов — только деревья, дорожки и скалы. Однако у горы Кухавуори есть летняя эстрада — Певческое поле. Благодаря тому, что с одной стороны возвышается скальный массив, а вокруг высокие деревья, акустика, говорят, в этом месте великолепная, так что в парке регулярно проходят музыкальные конкурсы и концерты. Музыкальную тему решили поддержать и в оформлении центральной аллеи: каждый фонарь на пути от главного входа до Певческого поля «играет» на каком-нибудь музыкальном инструменте.
На берегу озера Айранне, куда мы отправились, привлечённые светом закатного солнца, обнаружились два лыжных трамплина. А закат над озером был очень красивый, медленный и протяжный. Мы зашли в парк в десятом часу вечера, гуляли до пол- одиннадцатого, а солнце всё так же висело над горизонтом...
На гору Кухавуори легко подняться по бетонной лестнице. В нескольких местах, где склон переходит в ровное плато, устроены обзорные площадки со скамейками. Можно действительно увидеть всю Сортавалу и окрестности. Поднявшись, мы заметили, как на окраине, у спорткомплекса, запускают воздушный шар.
На вершине горы восстанавливают смотровую башню по старым эскизам и фотографиям. В кустах обнаружились остатки какой-то загадочной постройки, местные говорят, что это водонапорная башня старой финской системы водоснабжения. Наверху устроена обзорная площадка, только с неё всё равно уже ничего не видать: деревья слишком высоко выросли.
Ещё в парке Ваккосалми из достопримечтельностей — так называемая Беседка поцелуев (на берегу озера Айранне) и где-то есть скульптура ангела-хранителя. Но мы их уже искать не стали (будет что посмотреть в другой раз ) и спустились тем же путём, что и поднимались. Это был очень длинный день, а на завтра уже планов громадьё, так что хорошо бы как следует отдохнуть. Уже подъезжая к дому, не удержались и завернули к спорткомплексу, у которого взлетал воздушный шар. Интересно же! (Тогда мы ещё не знали, что в конце лета на Дне города Суздаля увидим процесс надувания воздушного шара вблизи.) Команда как раз завершила свою тренировку и опускала шарик, на этот раз окончательно. Шарикам тоже пора спать...
Продолжение следует...
|
18.12.2024
«Долго будет Карелия сниться...» Долина водопадов
Продолжаю рассказ о путешествии летом этого года в Выборг и Карелию.
Предыдущие части:
В ряду обязательных к посещению красот Карелии непременно упоминают карельские водопады. Из всего многообразия у нас на слуху (и на фото из сети) был только Кивач, и его-то мы вживую как раз и не видели (уж больно далеко от нашего местопребывания, как-нибудь в другой раз). Зато свели знакомство с несколькими другими весьма симпатичными водопадиками. Как раз по дороге в Сортавалу находится интересное место, называемое эко-этнопарк «Долина водопадов». Это не доезжая Лахденпохьи, напротив посёлка Ихала, поворот на посёлок Лумиваара. С шоссе мы свернули на грунтово-гравийную дорогу и попылили до здоровенного плаката. Парк «Долина водопадов» открыт в июле 2020 года. С июня 2024 года на посещение этнопарка действует единый билет на все локации стоимостью 800 р. взрослый и 700 р. льготный, детям до 4 лет включительно — бесплатно. За эти деньги можно заглянуть в музей древних народов Карелии, осмотреть кузницу (работающую исключительно для туристов, разумеется), попить сваренного в котле на костре чаю, покормить лосей и северных оленей, потискать хаски, посетить усадьбу Лумиваара и, собственно, пройти по экотропе к каскаду водопадов и восстанавливаемой водяной мельнице. По другую сторону дороги находится ещё один этнопарк (конкуренты ) — «Земля древних». Там практически то же самое, только без водопадов и усадьбы, мы туда не ходили.
[много фото и букв...]
Решив оставить всё остальное на потом, первым делом выходим на тропу к водопадам. Заблудиться тяжело: под ногами проложены крепкие деревянные мостки-лестница (тропа ведёт вниз) с перилами и лавочками (и урнами!). А вот и послышался шум воды. Через лес бежит, прыгая по каменным перекатам, речка Иййоки (на указателе на тропе она обозначена как Ихаланйоки). И строго говоря, водопады вовсе не водопады, а пороги, вода не вертикально падает с обрыва, а последовательно спускается, преодолевая несколько каменных террас. Но зрелище всё равно замечательное! Народу не очень много, на деревьях возятся мелкие пичуги, с ветвей свисают зелёные пряди мха-бородача, в прибрежных зарослях вьются блестящие, металлически-синие стрекозки... Романтика!
Пороги на реке Иййоки называются Ийкоски («коски» — «порог», «каскад»). А вот и первый порог. У него устроена обзорная площадка. Вода мчится по каменным ступенькам, с плеском, пеной и брызгами. Самое время поиграть с выдержкой.
Второй порог, средний, самый эффектный. Более высокий и многоступенчатый, и вода зрелищно разбивается на несколько потоков между крупных валунов. У него тоже сооружена обзорная площадка, но многие предпочитают выбраться прямо на камни, чтобы сфоткать поближе.
И, наконец, третий, самый маленький порожек. Рядом водяная мельница, которая находится на реставрации. Как гласит информационный плакат ещё на входе (там напротив касс вообще много всякого интересного написано), мельница на этом месте на реке была аж с XIII века, обозначена на картах XIX века и сейчас её восстанавливают по историческим чертежам. Некоторые части оригинальной мельницы, стоявшей здесь 100 лет назад, были использованы при постройке новой.
Возле мельницы тропка отворачивает от реки и возвращается назад. Здесь уже нет лестниц и деревянных настилов, дорожка выровнена и прибрана, вдоль неё установлены фонари и время от времени попадаются нехилых размеров муравейники.
Дальше можно выбирать, что ещё посмотреть: олене-лосино-хасячья ферма «Семь хуторов», музей, ферма Лумиваара... Последняя локация совсем новая, открыта вот буквально в начале июня этого года. Когда-то давно, до 1939 года, здесь находилась усадьба (и водяная мельница тоже к ней относилась), а сейчас на площади около 4 гектаров выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, и туристы могут даже пособирать овощи-ягоды (насколько мы поняли, некоторый объём собранного входит в билет, а всё, что больше, — за дополнительную плату). На ферму мы решили не ходить — чего мы там не видели? Подсолнухов с кабачками? Заглянули было к хасям — не впечатлило. Ну собаки и собаки... Даже фоткать не стали. Лоси гораздо интереснее. Хотя бы тем, что просто так увидеть лося на расстоянии вытянутой руки (а если повезёт, то и погладить) удаётся, знаете ли, не каждый день. В загоне этнопарка живут двое молодых лосей: Витя и Яся (а через пару недель после нашего отъезда домой к ним присоединились ещё два лосёнка). Кто есть кто — не знаю. Когда мы к ним подошли, оба лосика лениво валялись в тенёчке, кося глазами на туристов.
А по соседству бродило небольшое стадо северных оленей. С олешками близко мы уже общались, ну и вот опять... Одна из важенок (самка оленя называется важенка, знаете, да?) в конце мая родила малыша (а оленёнок называется пыжик ). И теперь эта пушистая мелочь с уже пробивающимися рожками хвостиком ходила за мамой, наряду с остальными выпрашивая у туристов берёзовые ветки, которыми всех входящих снабжал служитель.
Время близится к 5 вечера, но солнце ещё высоко, так что гуляем дальше. Соблазнившись экзотикой, попробовали чаю из висевшего над небольшим костерком котла. Единственный положительный момент, что это бесплатно, ибо пить такое буэ-э за деньги было бы уже слишком! На наш вкус — абсолютная бурда, настоянная на венике, но, может, кому-то нравится...
Взгляды всех входящих за ограду эко-этнокомплекса сразу привлекают высокие статуи, вырезанные из дерева. Это саамские идолы (новодел, разумеется). Саамы, они же лопари, — самый древний из коренных народов Карелии — обитали в незапамятные времена на территории, называемой Лапландия («земля лопарей»), промышляли охотой и рыболовством, разводили оленей, кочевали по тундре от Северного Приладожья до побережья Баренцева и Норвежского морей (современные саамы поныне живут на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России — Кольский полуостров). В Средние века саамов с этих земель потеснили карелы, занимавшиеся уже земледелием, скотоводством и развивавшие ремёсла (в частности, кузнечное дело); оба народа активно торговали друг с другом. После саамов, считавшихся могущественными колдунами и предсказателями, осталось множество ритуальных камней — сейдов (обычно представляют собой крупные валуны, стоящие, как на ножках, на нескольких мелких камешках; каменные пирамидки-туры тоже можно отнести к сейдам). Также в Карелии найдено несколько десятков древних лабиринтов (преимущественно на берегах и островах Белого моря), которые, согласно одной из версий, связывали наш материальный мир с миром духов. Вообще мифология саамов насчитывает великое множество различных божеств, духов и потусторонних существ. На «Поляне лопарей» собрали изображения лишь пятерых, по-видимому, самых почитаемых. Олень-оборотень Мяндаш (все ударения в именах на первый слог), родившийся от человеческой шаманки и отца-оленя, — любимое саамское божество, посредник между миром небесным, земным и подземным, прародитель всего саамского народа. Бог Грома Тиермес (Айеке) — главный бог-громовержец, покровитель народа и оленьего стада. Изображался обычно с молотом и стрелами-молниями. Щука-оборотень. Не только у саамов, но и у других фино-угорских народов щука считалась волшебным животным, чей облик принимают водяные. Медведь-оборотень. Тут всё очевидно — хозяин леса, самый почитаемый зверь у народов севера. Бог Солнца Пейве — источник света и тепла (в суровом краю, где по месяцу длится полярная ночь, волей-неволей к солнцу будешь относиться с особым трепетом ). Про саамов и их мифологию, быт и занятия более подробно расскажут красочные плакаты, не проходите мимо.
Чум шамана. Должно быть, если заказывать экскурсию, сотрудник в костюме шамана продемонстрирует ритуальный танец с бубном и расскажет о саамских верованиях и быте. А за дополнительную денежку ещё и карты раскинет на рунах погадает. Ну а мы просто заглянули в чум и в маленький музей древних народов Карелии, почитали таблички, сделали несколько фото. В магазинчике сувениров не могла не сфоткать этого призывно улыбающегося комарищу. А вообще за всё время нашего путешествия в Карелии стояла курортная жара, и про комаров, за исключением одного вечера у воды, мы и не вспоминали.
Продолжение следует...
|
07.12.2024
Зима пришла!
Сегодня наконец-то в Подмосковье пришла зима! Слегка морозит, и на ближайшие три дня обещают сплошной снегопад. На улицах становится всё больше наряженных ёлок. На нашем сайте кнопки-мышки тоже принарядились к празднику и на фоне будет «идти снег» (если не видите изменений, обновите кэш браузера ).
|
|