|
Январь 2023 г.
Полезный совет: Архив смотреть с конца. |
30.01.2023
К Белому морю на белые ночи. Возвращение домой
Заканчиваю затянувшийся так надолго рассказ о поездке в конце июня — начале июля прошлого года в Архангельскую область к Белому морю.
По дороге из Архангельска нас долго сопровождали серые тучи, и лишь в Виноградовском районе, где-то возле деревни Моржегоры, в тучах начали шириться просветы и голубого неба становилось всё больше. Вскоре на карте навигатора показалась многообещающая картина — многочисленные мелкие лужицы посреди пустого пространства. Болото! Пусть не такое красочное, как между Архангельском и Северодвинском, но тоже весьма фотогеничное.
А в прозрачном, практически без подлеска, хвойном лесу по сторонам дороги под ногами чередуются ковёр зеленого брусничника (пока без ягод, рано ещё) и подушки белого мха ягеля. Строго говоря, ягель — это не мох, а лишайник рода кладония, излюбленная пища северных оленей. В лесах Подмосковья он тоже есть, но здесь поляны ягеля не в пример обширнее и как-то аппетитнее на вид, что ли. Пышнее, гуще и мягче. Хотя, если сорвать на память веточку ягеля, она меньше чем через час засохнет и станет жёсткой и колючей.
[читать дальше...]
Ух ты! А это чудо я вживую раньше никогда не видела. У нас такое ни разу не попадалось. С сосновых веток свисают как будто клочки серо-зелёных волос. Это тоже мох, то есть лишайник. Как только его не называют: мох-бородач, «лесная борода», «борода лешего», «ведьмины волосы», «русалочьи волосы»... Научное название — уснéя. Этому лишайнику не нужна земля, уснея живёт исключительно на стволах и ветках деревьев, иногда на заборах и камнях. Считается, что наличие мха-бородача свидетельствует о хорошей экологии и чистоте воздуха. Он не растёт вблизи городов и промышленных предприятий. А также для него важна определённая влажность. На северо-западе нашей страны, видать, климат более подходящий для уснеи, чем в Подмосковье.
Налюбовавшись лишайниками, едем дальше. Остановились поснимать с высоты мели на реке Ваге (я про это уже упоминала в рассказе про дорогу на север).
Вот и Вологодская область. Время — восьмой час вечера. Вдоль шоссе сменяют друг друга посёлки, смешанные леса и поля цветущих люпинов. Среди люпинов возвышаются охапки снегозаградительных щитов. На лето их собирают, а по осени снова будут расставлять в линию вдоль кромки поля, чтобы зимой ветра не переметали снегом дорогу.
До Вологды остаётся меньше 80 километров. Солнышко всё ниже клонится к закату. Нас ждёт та же квартира, где мы останавливались три дня назад. И в этот раз у нас снова настанет привычная ночь, правда, коротенькая. А перед сном и поутру, с первыми лучами солнца, над двором будут с визгом носиться стрижи. Всё-таки не хватает летом для полноты картины этих звуков.
Переночевав в Вологде, мы продолжили путь домой. Только завернули ненадолго на озеро Кубенское. Мы уже посещали его в октябре 2021 года, остались совершенно очарованы и решили глянуть, как там бывает летом. Подъехали к берегу за деревенькой Пески практически на противоположном от Вологды конце озера. Неподалёку от Песков в Кубенское озеро впадает Северо-Двинский канал, соединяющий судоходные реки Шексну (приток Волги) и Сухону (приток Северной Двины). День был солнечный, пронзительно-синий, на пляже, само собой, отдыхала толпа народу, хотя водичка показалась холодненькой. На берегу Кубенского находится небольшая церковь Антония Великого, говорят, действующая, но на вид несколько подзаброшенная. На краю деревни, по-видимому, образовалась база отдыха, потому как из-за забора торчало несколько невысоких одинаковых крыш, часть прибрежной территории была отделена рядом крупных валунов, а у берега стояли два моторных катера — явно в ожидании, когда наберутся желающие прокатиться по озеру. А ещё приколол домишко-развалюшка с гордой вывеской «Ресторан».
Ну что сказать, подводя итог поездки? Здорово, но мало. Так что непременно приедем на белые ночи снова, и на подольше...
|
29.01.2023
К Белому морю на белые ночи. «Чумбаровка»
Эх, надо постараться и дописать фото-рассказ о нашей прошлогодней поездке в Архангельск. Немного осталось, негоже оставлять незаконченным. Напоминаю, где можно почитать предыдущие части:
- К Белому морю на белые ночи. Анонс.
- Дорога.
- Первая ночь на побережье.
- Архангельские болота.
- Музей «Малые Корелы», часть 1.
- Музей «Малые Корелы», часть 2.
- На набережной Архангельска.
В день отъезда небо над нами было затянуто плотными облаками. Прощальный визит на побережье Двинской губы — залива Белого моря, где стоит город Северодвинск. Пожалуй, мы никогда раньше не видели моря (вообще любого) в столь серый день.
Ещё были планы завернуть в Архангельск посмотреть проспект Чумбарова-Лучинского, или, как говорят местные, «Чумбаровку». Это пешеходная улица, начинающаяся от архангельской Филармонии, музея Изобразительных искусств и Высотки и заканчивающаяся на уровне собора Михаила Архангела у Дворца спорта профсоюзов, вернее, согласно нумерации домов, наоборот, но мы отправились на прогулку именно от Высотки. Не удержавшись, нафоткали опять цветущей сирени при свете дня. Хотя накануне ночью было немногим темнее.
[Ну что, пошли гулять...]
Знаменита «Чумбаровка» тем, что это улица-музей, куда в 1980-е годы со всего города свозились оригинальные старинные деревянные дома. Только, в отличие от музеев деревянного зодчества, в этих зданиях, как стоящих на своих исторических местах, так и перевезённых, продолжает идти обычная жизнь: работают учреждения, магазины и кафе, а где-то и по-прежнему живут. Ещё пару лет назад, если судить по фотографиям в сети, деревянные домики выглядели в большинстве своём весьма обшарпанными, но теперь они отреставрированы, щеголяют свежей отделкой и радуют глаз цветными и при этом не кричаще-яркими, что очень здорово, фасадами (впрочем, рекламой и вывесками можно угробить любой фасад ).
Больше всего впечатлил кирпично-красный деревянный дом с затейливым декором. На мемориальной доске и информационной табличке написано, что здесь в 1918 году проходили первые губернские съезды Советов, на которых была провозглашена Советская власть в Архангельской губернии. По приезде домой я прочитала, что дом этот раньше находился на соседней параллельной улице, Троицком проспекте. Был построен во второй половине XIX века, в 1910 году перестроен. Здание задумывалось как центр культуры и досуга: со зрительным, танцевальным и банкетным залами, бильярдными и кабинетами для деловых встреч и дружеских застолий. Там проходили благотворительные вечера и общественные собрания, отмечались юбилеи лоцманской службы (сейчас мы бы употребили термин «корпоратив» ), в конце XIX века начались первые киносеансы. При Советской власти традиция продолжилась: Театр юного зрителя, Дом офицеров, кинотеатр «Хроника». Репетиции танцевальных и хоровых коллективов, работа реставрационной мастерской. В 1987 году здание было перевезено на проспект Чумбарова-Лучинского, правда, изрядно потеряв при этом в площади. Официально оно называется «Дом Коммерческого собрания», но архангелогородцы прозвали его «Марфин дом» по имени руководителя Общества охраны памятников истории и культуры, которое разместилось в этом здании после «переселения». С 2013 года здание находится в ведении музея «Малые Корелы».
На углу с улицей Поморской на проспекте Чумбарова-Лучинского почти теряется на фоне сиреневых кустов небольшой памятник Степану Григорьевичу Писахову — уроженцу Архангельска, художнику, писателю и этнографу. Стремление и талант к рисованию открылись у Степана ещё в детстве, но отец был против этого увлечения, так что ради исполнения мечты мальчик сбежал из дома. Учился в Петербурге, с 1905 года и до Первой мировой войны много путешествовал по Арктике и Русскому Северу, написал несколько сотен картин. Свою первую сказку Писахов опубликовал в 1924 году, она называлась «Не любо — не слушай». И детям, и взрослым полюбились северные небылицы писателя и за юмор, и за колоритный поморский говор, и не в последнюю очередь за главного героя, от лица которого автор и ведёт рассказ. Архангельский мужик Сеня Малина существовал на самом деле, и, по-видимому, единственная встреча с ним оставила у Степана Писахова незабываемые впечатления. В сказках Сеня Малина — мастер на все руки, объездил полмира, побывал и на Луне, и на дне морском, много раз попадал во всякие переделки и неизменно с блеском из них выпутывался... эдакий барон Мюнхгаузен архангельского разлива. Чуть дальше ему тоже поставлен памятник, очень необычный и эмоциональный. Герой изображён верхом на огромном налиме (отсылка к сказке «Налим Малиныч»), тулуп развевается, треух набекрень, на лице смесь шока и восторга. Практически «он сказал: «поехали», он взмахнул рукой». Напротив краснеет будка бесплатного, как заявлено, телефона-автомата, привет из советского прошлого. Не знаю, работает ли он, но как антураж для фото наверняка востребован.
Далее по улице находится памятник ещё одному архангельскому сказителю, воспевавшему Русский Север, — Борису Викторовичу Шергину. Писатель, фольклорист, публицист и художник-реставратор Борис Шергин с детства увлекался культурой Поморья, занимался возрождением северных народных промыслов, собирал и записывал поморские сказки, былины, песни и выступал с ними, а также с рассказами о народах севера, перед аудиторией. Если с творчеством Степана Писахова я лично познакомилась только после нашего возвращения из этой поездки, то истории Бориса Шергина, думаю, известны очень многим. «Жалко мне, Маха, пинжака с карманáми...», «Эх, мама, за что ужика обижаете?» В 1979 году по сказке Шергина «Ванька Доброй» был снят мультфильм «Золотое кольцо», который народ уже давно и надёжно разобрал на цитаты. Ещё, помнится, часто по телевизору показывали «Мартынко» («Перва вина — что благородной даме в рот грязный футбол положил...», «Как Раиску увижу, так блевать и кидат!»), в начале 1990-х был снят «Мистер Пронька» (по сказке «Пронька Грезнóй»). Есть и другие мультфильмы, менее известные. Мультик по рассказу «Дождь», к примеру, я вообще раньше никогда не видела. А старшего из главных героев там, кстати, нарисовали напоминающим самого автора.
Вообще на «Чумбаровке», оказывается, очень много памятников. Около Архангельского литературного музея расположился памятник Козьме Пруткову — знаменитому автору пьес, басен, сатирических стихов и афоризмов. «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Что имеем — не храним; потерявши — плачем», «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння» — знакомо же, не правда ли? На постаменте памятника выбито, что родился Прутков в деревне Тентелевой Архангельской области 11 апреля 1803 года... Только «фишка» в том, что... такого человека никогда не существовало. Козьма Прутков — коллективный псевдоним, под которым в 50—60-е годы XIX века творили аж четверо человек: братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и Алексей Константинович Толстой (их двоюродный брат). Началось с того, что, сочинив комедию и несколько шуточных басен, пародирующих манеру других авторов, братья решили опубликовать их от лица некоего писателя. Они настолько увлечённо и основательно подошли к делу, что придумали этому товарищу портрет, биографию, государственную службу и родственников. А когда дела да случаи разбросали авторов по стране и продолжать вести совместный проект стало затруднительно, в 1863 году они придумали Козьме Пруткову и официальную смерть. В литературном журнале «Современник» даже был опубликован некролог.
У перекрёстка с улицей Серафимовича возле очередного исторического здания — бывшей усадьбы М.Т. Куницыной, а ныне филиала музея деревянного зодчества «Малые Корелы» — встретили ещё одну скульптуру. Памятник русским жёнам — берегиням семейного очага. Жена ждёт ушедшего на промысел мужа-помора, прядёт пряжу, рядом малыш и кошка. Все пять памятников на «Чумбаровке» выполнены одним скульптором — С.Н. Сюхиным.
До конца улицы мы всё же не дошли, от памятника русским жёнам повернули назад. Нам ещё предстояла долгая дорога до «перевалочного пункта» в Вологде, да и по пути планировали поснимать всякого интересного...
Окончание следует...
|
21.01.2023
Крещенские оттепели и феерический закат
На Крещение разброс температур по территории нашей страны достиг практически 80 градусов! От -50...-60 в Якутии до +18...+20 в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. В Подмосковье вчера днём было +3... А в Питере и окрестностях потеплело аж до +5, что объявлено новым температурным рекордом. Крещенские оттепели на моей памяти уже случались, и не один раз, хотя классические крещенские морозы всё же бывают чаще.
Погода всю эту неделю держится серая и унылая. Гулять то сыро, то скользко, особо и не выбраться никуда. Тем большей неожиданостью (весьма приятной) стал великолепный закат, который мы застали в дороге.
|
13.01.2023
По новогодним городам...
Сегодня пятница 13, а также в ночь с сегодня на завтра многие жители России и бывшего СССР отмечают Старый Новый год. А мы в честь этого неофициального праздника предлагаем немного попутешествовать вместе с нами по новогодним городам.
В каникулы, прямо перед рождественскими морозами (пока ещё заводилась машина ), мы заехали в Ногинск, где осенью прошлого года завершилась капитальная перестройка Фонтанной площади в центре города. (Как Фонтанная площадь выглядела зимой раньше, можно посмотреть тут.) Правда, в -20 фоткать оказалось весьма некомфортно что нам, что фототехнике, так что погуляли мы там совсем недолго.
[читать дальше...]
А когда потеплело, мы поехали гулять в Дмитров. У них новая городская ёлка, выше прежней, с крупными украшениями и «шатром» гирлянд. Возле ёлки построили ледяную крепость с горкой для малышей, а вокруг закрытого на зиму фонтана — ледяные скульптуры, изображающие сказочных персонажей. До морозов крепость и ледяные фигуры были с подсветкой, но, видать, -25° пережило далеко не всё. Жаль, но в день нашего визита даже на самой ёлке часть украшений и лампочек не горела.
А ещё мы побывали в Сергиевом Посаде. Помимо главной ёлки у здания администрации города, там традиционно устраивают праздничную фотозону в скверике по соседству.
|
07.01.2023
Рождественские морозы
Всех ещё раз с наступившим Новым годом, а также с Рождеством. Под Рождество в Центральную Россию пришла волна холода, уже второй день стоят 25-градусные морозы. И хотя солнечно, по ощущениям все -30, так что погода к прогулкам совершенно не располагает. Последний раз, помнится, такой рождественский дубак был у нас в 2017.
Календарь на десктоп в этом году, скорее всего, делать не буду. Как не задалось с идеями и вдохновением в конце декабря, так и продолжается до сих пор. Ничего не хочется, ничто не привлекает... Может, пройдёт...
|
|