Архив новостей сайта


 

www.wmouse.ru


By.ru


NAROD.ru

Сентябрь 2022 г.
 

Полезный совет: Архив смотреть с конца.
 

23.09.2022

Памяти «железных динозавров» посвящается

Вдогонку недавнему фото-рассказу о Романцевских карьерах (ака ПАРК «Кондуки») хочу поделиться впечатлениями от ещё одного интересного места, которое можно было бы смело назвать музеем под открытым небом. Жаль, что мы побывали там всего пару раз, но кто ж знал, что в начале прошлого года уникальный объект окажется безвозвратно утрачен. В отличие от «Кондуков», он функционировал вплоть до конца 10-х годов XXI века. Это Лопатинский фосфоритный карьер (или рудник), который был знаменит не инопланетными пейзажами, хотя и ими тоже, а уникальными «железными динозаврами» — циклопических размеров карьерной техникой. Многоковшовый цепной экскаватор непрерывного действия Takraf ERs 710 и шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70. И мы даже успели их застать в рабочем состоянии.

Многоковшовый экскаватор Takraf ERs 710. 2013 год
Здесь в советские времена добывали фосфориты, а с 2000 года — песок Лопатинский фосфоритный рудник и «железные динозавры» Пейзажи в карьере необыкновенные
[очень много фото и букв...]

Небольшой экскурс в историю. Фосфоритное месторождение между Егорьевском и Воскресенском начало разрабатываться в 1930-е годы. Фосфориты — ценное сырьё для производства сельскохозяйственных удобрений — добывались открытым способом, без рытья шахт, с использованием так называемых абзетцеров (ударение на букву А, кстати... от нем. absetzen — выгружать, высаживать, отгружать в отвал) — многоковшового конвейерного оборудования для добычи и складирования сыпучих пород. Экскаватор-абзетцер двигался из одного конца карьера в другой, снимая поначалу верхний слой песка и сбрасывая его в сторону, а затем, дорывшись до нужной породы, уже отгружал её в идущий рядом по рельсам состав вагонеток. В результате получались глубокие канавы и параллельно им — песчаные отвалы, достигающие в длину более километра. С начала 1990-х массовая добыча фосфоритов сошла на нет, технику порезали и увезли на металлолом, и остался последний рудник № 12, переквалифицировавшийся чисто на добычу песка. На Яндекс-картах территория Лопатинского рудника хорошо заметна — это веерообразные участки, заросшие деревьями и разделённые многочисленными просеками. По сути это старые выработки, на которых после прекращения добычи была проведена рекультивация и высажен лес.

Наше первое путешествие к «динозаврам» состоялось осенью 2013 года. Заходили со стороны Хорлова и Новочеркасского. Широкая, ровная, хорошо укатанная грунтовая, вернее, песчаная дорога идёт в небольшом каньоне, а по сторонам неестественно стройными рядами дружно вздымаются сосны. При СССР на месте отработанных карьеров массово сажались деревья. Получился эдакий «лес перфекциониста». Отдельные большие выработки превратились в водоёмы, по берегам которых образовались пляжи и дачные участки. А в Новочеркасском дорога пересекла железную дорогу, тогда, в 2013 году, на вид вот только что проложенную. Миновав деревню, проехали немного по просеке вдоль речки Семиславки, но, увы, без вездехода там дальше делать было нечего. Возвращаемся, переезжаем на другой берег Семиславки и пытаемся зайти со стороны одноимённого СНТ. А вот, по-видимому, та самая ветка железной дороги. Только с этого конца она выглядит старой, бывалой, но рельсы не ржавые. Значит, ей пользуются.

Едем на Лопатинский рудник «Лес перфекциониста» на месте отработанных карьеров Лопатинского рудника Лес перфекциониста
Заполненный водой карьер у д. Новочеркасское Железная дорога у д. Новочеркасское. Выглядит, как будто её только что уложили Та же самая железная дорога у СНТ «Семиславка»
«Полоса препятствий» на пути к цели

Вскоре навигатор показал, что надо с железной дороги свернуть направо. Мда, с момента приобретения машины у нас в багажнике катаются резиновые сапоги «на всякий случай». Не зря мы их надели. Далее практически на всём протяжении, вплоть до территории карьера № 12, дорога состояла из сплошных луж, из которых выныривали колеи отвязных внедорожников. Но вот просека кончилась, и перед глазами песчаное плато, всё исчерченное следами тяжёлой техники со «злым» протектором. Влево уходит ещё одна железная дорога, на этот раз полностью, шпалы тоже металлические. С края плато виден инопланетный пейзаж, выкопанный экскаваторами. Уже начинающие зарастать канавы и песчаные холмы. Из-за присутствия в воде и земле железа и прочих минералов цвет воды красный. А вдали возвышаются ОНИ — «железные динозавры», ради которых мы и добирались сюда.

Добытый песок вывозится по этой 100% железной дороге. Шпалы тоже железные Terraforming в действии Вода в карьере красная из-за содержания железа
Такой пейзаж не каждый день увидишь Дорога к «железным динозаврам» Виды в карьере экзотические
Приближаемся к карьерным экскаваторам

Наконец из-за туч вышло солнышко, и картинка стала ещё эффектнее. Подойдём к «динозаврам» поближе. Первым стоит шагающий экскаватор-драглайн НКМЗ ЭШ-11/70. Такие производились при СССР в республике Украина на Новокраматорском машиностроительном заводе (и, кстати, выпускались вплоть до недавних пор). Своим огромным ковшом экскаватор срезает верхний слой грунта, подготавливая площадку для работы второго гиганта. Передвигается с помощью двух «ног» и поворотной платформы под днищем. Позже мы узнали, что 11 обозначает объём ковша — 11 кубов, а 70 — длина стрелы в метрах. Но тогда какие-то технические характеристики нас совершенно не интересовали, так что, пожалуй, не буду пересказывать то, что можно прочитать у тех путешественников, кто не поленился пообщаться с охранниками и напроситься на экскурсию по этим «монстрам». Да, за сотню-другую рублей можно было побывать в кабинах экскаваторов, подняться по стрелам и лестницам на самый верх и даже, если повезёт, понаблюдать за процессом добычи песка. Но мы просто побродили вокруг, подивились на размеры и внешний вид техники.

Шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70 11 — кубометров объём ковша, 70 — метров длина стрелы Шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70
У экскаватора три точки опоры: две «ноги» и круглая поворотная платформа в центре Шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70, вид сзади «Двукрылый серафим»

Второй «монстр» выглядит гораздо экзотичнее шагающего экскаватора. Ещё бы! Огромная поворачивающаяся башня, по размерам напоминающая двухэтажный многоквартирный дом. Гибкая стрела с несколькими десятками ковшей, ещё одна — с транспортёрной лентой для отгрузки добытого. Три кабины управления (одна на отгрузочной стреле и две на передней части башни по бокам от цепи ковшей, кстати, судя по фоткам побывавших внутри, там реально можно жить). И всё это перемещается на 8 огромных гусеницах, по всем параметрам больше любой легковушки, да и большинства внедорожников, спаренных в 4 блока. Называется это чудо инженерной мысли — многоковшовый цепной экскаватор непрерывного действия Takraf ERs 710. 710 — объём одного ковша в литрах. Произведён в ГДР в 1983-1984 годах. Питается, кстати, как и сосед НКМЗ ЭШ-11/70, от электричества. На тот момент у нас в стране, если не ошибаюсь, он оставался последним экскаватором подобного типа.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710 и отвалы песка и глины Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710 Какая же всё-таки махина!
Стрела с ковшами опущена в траншею Вторая стрела с конвейером для добытой породы и кабиной оператора Башня экскаватора как дом. А гусеницы выше человеческого роста
Ну красавец же!

А следующее наше посещение «музея карьерных разработок» состоялось в сентябре 2020. Мы проехали подальше, чем в прошлый раз, и оказались перед официальным въездом на территорию карьера № 12. Карьер к этому времени уже около года как полностью прекратил какую-либо добычу. Но КПП с приказом «держать и не пущать» функционировал по-прежнему. Поставив машину у КПП по соседству с ещё десятком автомобилей приехавших посмотреть на «железных динозавров», мы пошли сперва по «бетонке», а затем по хорошо утрамбованной песчаной дороге.

Дорога к экскаваторам. Железнодорожную линию уже демонтировали Карьер за семь лет сильно зарос Карьер за семь лет сильно зарос
«Железные динозавры» недвижимо стоят бок о бок

На карьере гулял народ, через лес просочились мотоциклисты на спорт-байках и жизнерадостно рычали и тарахтели на всю округу. На месте разработок вырос уже немаленький такой березняк. Железной дороги мы не увидели. Как выяснилось позже, в 2019 году она была разобрана на металлолом. Трансформаторы на несколько тысяч вольт и питающую линию электропередачи тоже демонтировали. А гигантские машины стащили вместе, обнесли сеткой и поставили дежурного, призванного стойко охранять все подступы к технике и ни в коем случае не пускать никого не то что вовнутрь, а даже потрогать снаружи (впрочем, стрела шагающего экскаватора целиком за ограждение не влезла, и уж на этом торчащем кусочке лазили и фоткались вовсю. И как-то стало уже понятно, что недолго им осталось.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710. 2020 год
Проход к машинам запрещён и охраняется Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710 и шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70 Карьерная техника обесточена и поставлена на бессрочную стоянку
Насыпанные экскаваторами отвалы заросли, а свежих уже не будет Природа и время сглаживают техногенный ландшафт, но всё равно выглядит необычно Природа и время сглаживают техногенный ландшафт, но всё равно выглядит необычно
Карьерная техника обесточена и поставлена на бессрочную стоянку Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710 и шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70 «Монстры» уснули навсегда

Мы обошли замерших беспомощных великанов вокруг. Замученного вида сторож всем и каждому объяснял, что, мол, некоторое время назад кто-то слазил на экскаваторы, а потом выложил об этом репортаж (хм, а раньше, можно подумать, такого никто не делал )... ну и понеслось. Начальство, изрыгая огонь и дым, категорически запретило всякую несанкционированную коммерческо-просветительскую деятельность; человека, пустившего репортёра, или кто он там был, с треском уволили... Хотя вполне могли бы уже официально, с оплатой в кассу того же карьера, организовывать экскурсии по уникальному объекту. Кому было бы от этого плохо?

На задней части шагающего экскаватора красуется надпись «Я умер» Шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ-11/70 и многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710 Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710
Многоковшовый цепной экскаватор Takraf ERs 710

Ну и последний визит состоялся в начале лета этого года. Мы уже знали, что «железных динозавров» больше нет, их разобрали на металлолом. Так что это была прощальная поездка.

В этот раз мы повторили первый маршрут — от СНТ «Семиславка» по железной дороге. Вернее, по тому месту, где некогда была железная дорога. От неё остались только шпалы кое-где, зато автомобилисты с радостью освоили это сухое и ровное полотно. Теперь тут просто дорога. А вот лужи в лесу по-прежнему! Есть ещё что-то незыблемое в этом мире...

Когда-то здесь была железная дорога. Теперь остались только вросшие в землю шпалы Когда-то здесь была железная дорога. Теперь остались только вросшие в землю шпалы И снова «полоса препятствий» на пути к цели
Лужи в лесу по пути к карьеру Лужи в лесу по пути к карьеру. Должно быть, они тут вечные... Почти пришли

Карьер опустел и покинут. Вот и не стало удивительной достопримечательности, которую ещё многие годы могли бы посещать туристы. На песчаном плато, где раньше возвышались экскаваторы, заметные издалека, теперь ничего нет. Прощайте, «железные динозавры». Больше мы сюда не приедем.

Отвалы и канавы медленно, но верно зарастают Отвалы и канавы медленно, но верно зарастают Дорога к месту, где стояли карьерные экскаваторы
Карьер опустел и покинут Заброшенный бывший фосфоритный Лопатинский рудник, а потом песчаный карьер Со временем природа скроет все следы
Здесь стояли «железные динозавры». Их больше нет

20.09.2022

Календарь на десктоп, часть 4

Сегодня предлагаю вашему вниманию заключительную часть подборки фото-календарей на десктоп на этот год. Октябрь, ноябрь, декабрь 2022 г., как обычно, в формате 3х4 и 9х12.

Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022
Октябрь 2022 (широкоформатный) Ноябрь 2022 (широкоформатный) Декабрь 2022 (широкоформатный)

18.09.2022

День города Орехово-Зуево

Вчера ореховозуевцы отмечали День города — 105 лет. Как на заказ, суббота выдалась без дождя. Мы заглянули на Октябрьскую площадь в середине дня, поглазели на аттракционы и сувенирные лотки.

Октябрьская площадь. Подготовка сцены к вечернему концерту
Аттракционы на Октябрьской площади Аттракционы на Октябрьской площади Ларьки с сувенирами и сладостями
Ларьки с сувенирами и сладостями Горячие блюда и напитки в этот раз продавались вот с таких автоприцепчиков Праздничная фотозона

А к 10 вечера успели подъехать на праздничный фейерверк.

Салют на День города 2022 Салют на День города 2022 Салют на День города 2022
Салют на День города 2022 Салют на День города 2022 Салют на День города 2022
Салют на День города 2022 Салют на День города 2022 Салют на День города 2022
Салют на День города 2022

14.09.2022

Солнечные выходные

Прошедшие выходные выдались тёплыми и солнечными. Субботу мы провели на даче, а в воскресенье поехали кататься. Завернули к Судогодскому артезианскому фонтану, который подарил нам красивую радугу. Давайте полюбуемся ещё, пока за окном серо и накрапывает дождь... А к следующей субботе нам снова обещают солнышко...

Излучина Клязьмы в Собинском районе
Артезианский фонтан под Судогдой Артезианский фонтан под Судогдой Артезианский фонтан под Судогдой
Артезианский фонтан под Судогдой

09.09.2022

Романцевские карьеры. Даёшь ПАРК «Кондуки»!

В один из последних дней августа мы заглянули на Романцевские карьеры в Тульской области. Поплавать на нашей лодочке, проводить уходящее лето. Напомню, что карьеры появились в результате ведшейся здесь добычи бурого угля. В 1990-е годы добыча была прекращена, а накопившиеся к тому времени гигантские отвалы глины и песка и образовавшиеся водоёмы небывало яркого цвета остались. Дожди, ветра и время проточили в склонах глубокие трещины, местами в два-три человеческих роста. Вокруг выросли сосенки, осинки и берёзки. И из заброшенного угольного разреза получилось потрясающе красивое место. Вот несколько фото разных лет.

Романцевские карьеры
Романцевские карьеры. Когда-то здесь добывали уголь Романцевские карьеры Романцевские карьеры. На плато
Романцевские карьеры. Отвалы глины и песка заросли берёзками Вода в карьерах какого-то нереального яркого цвета. В этих двух — бирюзовая и изумрудная Горка-островок в ещё одном карьере
Время и непогода оставили на склонах глубокие морщины Изумрудный карьер — удобное место для купания С каждой вершины многочисленных терриконов открываются эффектные виды
Самый популярный вид с главной горы Береговая линия Романцевские карьеры
Слияние изумрудного и бирюзового карьеров Основное плато Романцевских карьеров Слияние изумрудного и бирюзового карьеров
[очень много фото...]

Мы открыли для себя Романцевские горы и озёра осенью 2015 и с тех пор пару-тройку раз в год непременно туда приезжаем. В конце 2018 года бывшие угольные разработки переименовали в особо охраняемую природную территорию природно-антропогенный рекреационный комплекс «Кондуки» (по имени близлежащей деревни). По-видимому, какие-то планы на счёт этих карьеров у чиновников были, но только летом 2020 произошёл резчайший взрыв популярности этого места (в первую очередь, среди москвичей). Помнится, мы тогда завернули к любимым карьерам, возвращаясь из Крыма, и, мягко скажем, офигели... И да, по летнему времени теперь, похоже, такой аншлаг будет всегда. Вслед за увеличившимся потоком отдыхающих появились и желающие подзаработать: чипсы-кофе-пиво-шашлыки-мороженое, прокат лодок и сапбордов...

Аншлаг на Романцевских карьерах, июль 2020 г. Аншлаг на Романцевских карьерах, июль 2020 г. Аншлаг на Романцевских карьерах, июль 2020 г.
Холодное пиво, минералка, кола, сухарики, арахис... Должно быть, тем летом соцсети были завалены фотками и селфи с Романцевских карьеров Уже не так жарко, холодные напитки идут не очень, а стаканчик горячего кофе — самое то. Сентябрь 2020 г.
Прокат сапбордов на Романцевских. Начало А вот мусор никто не убирает и не вывозит... Сентябрь 2020 г. Это дай бог четверть от всего количества машин, стоящих у горы и на горе... Июль 2021.
Аншлаг на Романцевских карьерах, июль 2021 г. Аншлаг на Романцевских карьерах, июль 2021 г. Эх, прокачу!
Прогулка на сапах Пункт проката сапбордов. Июль 2021 г. Поставили контейнеры, но лучше не стало. Июль 2021 г.
Теперь Романцевские карьеры называются «Рекреационный комплекс «Кондуки»

В конце того же 2020 года власти Тульской области взялись за ПАРК «Кондуки» (аббревиатура-каламбур получилась. Вправду, чем не парк!) всерьёз. Укатали щебёночную дорогу, протянули линию электропередачи с освещением, обустроили две парковки и несколько контейнерных площадок. Я тогда обмолвилась, что следующим шагом будет платный въезд, как говорится, накаркала. С июля этого года доступ на территорию ООПТ стал платным. На въезде поставили шлагбаум и будочку с дежурным, который при помощи банковского терминала обилечивал посетителей. Яркий плакат по соседству жизнерадостно сообщал, что все средства будут направлены на развитие ПАРКа «Кондуки». А уж когда мы подъехали к главной горе... Мда, давненько нас тут не было. Робкие два лотка «на коленке» сменились полудюжиной киосков с прилагающимися столиками и зонтиками от солнца, возле парковки вытянулась линия из трёх стационарных! многоместных! туалетов (разумеется, тоже платных). Въезд на главную гору оказался перекрыт ещё одним шлагбмаумом и снабжён для верности дежурной будкой с перечислением размера штрафов за нарушения. А внизу, у изумрудного озера, развернулся прокат сапбордов, байдарок и педальных катамаранов (вот точно по типу тех, что в парках), и всё это богатство сновало туда-сюда по изумрудному и его соседу бирюзовому озёрам, сообщающимся через мелкую протоку. Катамараны, кстати, при движении душераздирающе тарахтят и хлюпают. Словно к вам подплывает небольшой трактор. Но и это ещё не всё, в прокат предлагаются шезлонги, палатки и газовые плиты! (ну же... до кемпинга с электричеством и питьевой водой осталось ещё немного... )

«Все средства будут потрачены на развитие ООПТ «Кондуки»
Прейскурант посещения РК «Кондуки». Если притопать пешком, то вроде бесплатно Общественный туалет в «Кондуках». Цена 20 р., время работы: с 9.00 до 21.00 Точки общепита на подъёме на главную гору
На пляже у изумрудного карьера теперь массовый прокат всего и вся, включая лодки и палатки Один из киосков, торгующий напитками, закусью, магнитиками и прочими сувенирами «Главпрокат «Кондуки». Касса, Wi-Fi...
Эти катамараны при движении душераздирающе тарахтят и хлюпают. Словно к вам подплывает небольшой трактор Сапы, лодочки... Шикарные виды по сторонам... В бирюзовом карьере теперь весьма оживлённый трафик

Я теперь легко понимаю эмоции людей, кто всегда жил у каких-либо природных красот, внезапно ставших популярными туристическими достопримечательностями. Наблюдать, как по твоим родным местам, которые ты помнишь нетронутыми, первозданными, куда забредали только нечастые путешественники, умеющие беречь природу, теперь изо дня в день пробегают и проезжают толпы народа с музычкой, кострами и мусором... И вполне понимаю фотографов, отказывающихся обнародовать координаты красивых уголков. Но тут уже всё случилось. Место, бесспорно, эффектное, и коли уж невозможно упихать туристов назад, в смысле, уменьшить их количество, следует это безобразие возглавить и организовать, то есть регулировать посещение, следить и ухаживать за территорией, благоустраивать, вовремя убирать мусор. Только если уж взялись делать, так делайте нормально, а не «на отвали»! Взялись строить дорогу, так достройте до конца, а не просто засыпали щебёнкой и довольны. Как ездил народ по грунтовке, так и ездит, потому что там и не трясёт, и не громыхает, и камни из-под колёс не летят. Сделали мусорные площадки, так вывозите регулярно отходы, а не дожидайтесь, пока куча возле контейнера вырастет больше него. А пока остаётся со светлой грустью вспоминать старые добрые времена, когда об этом месте знало не так уж много народу, и стараться пореже приезжать в купальный сезон. Тем более что весной, осенью и зимой там не менее красиво, а людей практически нет.

Наши первые встречи с Романцевскими. Осень 2015 г. Наши первые встречи с Романцевскими. Осень 2015 г. Наши первые встречи с Романцевскими. Осень 2015 г.
Весенний вечер в Романцевских горах Гора у слияния изумрудного и бирюзового карьеров Золотая осень в Романцевских
Золотая осень в Романцевских Золотая осень в Романцевских Первый день зимы. Главная гора
Романцевские карьеры зимой Карьер с горкой-островком зимой превращается в каток Главная гора и плато, рельеф сверху классно смотрится
Апрельский вечер. Отражения Плато поздней осенью Карьер с горкой-островком поздней осенью
Ранняя весна в Романцевских Бесснежной зимой карьеры превратились в шикарный каток Прогулка по замёрзшим карьерам
Прогулка по замёрзшим карьерам Вид с главной горы Складки земли
Весна в РК «Кондуки»

07.09.2022

«Хмурая, дождливая наступила осень...»

Ух... Когда народ сетовал на жару и мечтал о похолодании, что-то мне сдаётся, что о +10 днём и +5 ночью на первой неделе сентября не мечтал никто. Но похолодало именно резко и сильно, и не только в Подмосковье. Если в прошедшие выходные ещё ласково пригревало солнышко, то вчера и сегодня, например, с самого утра небо в тучах и то и дело принимается сеять мелкий, заунывный дождь. Домá остыли быстро, не пора ли уже задуматься о включении центрального отопления?

Сентябрь


 

Наверх

© White Mouse 2001-2022 г.


Яндекс цитирования
Использование текстов и изображений с White Mouse Site в качестве элементов
других сайтов без разрешения администратора запрещено!