04.11.2013
С Днём народного единства!
Праздник этот ещё очень молодой, ему нет и десяти лет, и до сих пор найдётся немало людей, которые не смогут объяснить, в честь чего он возник. А восходит он к событиям 400-летней давности, к Смутному времени, самозванному царю Лжедмитрию, «Семибоярщине» и вторжению польско-литовских войск в Москву. На опустевший Российский трон, в связи с пресечением царской династии Рюриковичей, прочили королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Польский гарнизон тайно впустили в Москву бояре, составившие переходное правительство (было бояр семеро, отсюда и термин «Семибоярщина»). Поляки очень быстро стали вести себя в Москве как в завоёванном городе. Власть реально сосредоточилась в руках руководителей польского гарнизона.
Наиболее стойко и последовательно в этот период держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия да Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген (третий Патриарх Московский и всея Руси, известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени, ярый противник «Семибоярщины»), заточённый поляками в темницу. Патриарх Гермоген пытался организовать выборы нового царя из русского рода. Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий патриарх стал писать патриотические воззвания к русскому народу. Уже находясь в заключении, он рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией.
Народных ополчений, собравшихся «стати за веру и за Московское государство заодин», было два. Первое собиралось в Нижнем Новгороде под началом князя Репнина и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода князь Д.М. Пожарский. Под Москву оба ополчения подошли к началу марта 1611 года. Москвичи, в надежде на быстрое истребление ненавистных им поляков, подняли восстание, ополченцы поспешили на помощь, отогнав поляков вплоть до Белого города (историческая часть Москвы в границах нынешнего Бульварного кольца, но вне Кремля и Китай-города) и практически победили. Но окружённые интервенты сожгли столицу почти дотла, а из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу Ляпунова, ополчение фактически распалось, хотя его остатки по-прежнему стояли под Москвой.
Второе народное ополчение под руководством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля-начале марта 1612 года. Двигались ополченцы по большой дуге вдоль правого берега Волги через Балахну, Пучеж, Юрьевец, Кинешму, Кострому, Ярославль и далее вниз через Ростов Великий и Сергиев-Посад, попутно освобождая территорию от польско-литовских захватчиков и воровских шаек и устанавливая порядок. В отличие от Первого, Второе ополчение было куда как лучше организовано и обеспечено и наладило связи со многими городами и районами. Власти Второго ополчения фактически начали осуществлять функции правительства под названием «Совет всея земли», противостоявшего московской «Семибоярщине». В Ярославле ополчение простояло четыре месяца, до конца июля 1612 года. Во время «стояния» ополченское правительство продолжало замирение городов и уездов, предприняло дипломатические шаги по нейтрализации Швеции, захватившей новгородские земли. К ополчению присоединилось множество подмосковных городов, Поморье и Сибирь. Ополченское войско уже насчитывало до десяти тысяч ратников, хорошо вооружённых и обученных. В Ярославле князь Пожарский чуть не погиб от рук наёмных убийц, посланных руководителем казацкого отряда, стоявшего под Москвой и присягнувшего очередному Самозванцу. 20 августа ополчение подошло к Москве. 21—24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. Утром 25 августа остатки войска Ходкевича покинули Москву. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Кремле и Китай-городе поляками. В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Находился в Кремле и мало кому ещё известный в то время будущий российский государь Михаил Романов со своей матерью. Осаждённые терпели страшный голод. Дошло уже до поедания умерших и пленных. 22 октября (1 ноября по новому стилю) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками. Оставались поляки, засевшие в Кремле. Чтобы уменьшить тесноту и голод, они выпустили из него боярских жён и детей. И лишь 26 октября (5 ноября) 1612 года поляки сдались и покинули Кремль. 27 октября (6 ноября) 1612 после торжественного молебна, проведённого архимандритом Дионисием, ополченцы-освободители вместе с народом вошли в Кремль. Предстояла большая работа по восстановлению разрушенных домов, осквернённых церквей, похоронам погибших и сбору заново почти подчистую разграбленной царской казны.
21 февраля 1613 года государём российским был избран Михаил Фёдорович Романов, чем окончательно завершилось Смутное время.
Идея о создании памятника в честь этих событий возникла в начале XIX века и была горячо поддержана народом и всячески одобрена императором Александром I. Работал над памятником выдающийся скульптор Иван Мáртос. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение. Но в итоге памятник был поставлен в Москве на Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа). По настоянию Мартоса памятник установили лицом к Кремлю, в то время как Император планировал установить его спиной к кремлёвским стенам. Александр I хотел, чтобы Минин и Пожарский словно бы заслоняли собой Кремль, а Мартос подразумевал, что предводители освободительного движения смотрят на занятый врагом Кремль и призывают народ к его освобождению. Памятник был торжественно открыт 20 февраля (4 марта) 1818 года при участии Императора Александра и его семейства. Это был первый памятник в Москве, поставленный не в честь государя, а в честь народных героев. Открытие памятника Минину и Пожарскому стало всенародным праздником. (В 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного, где он и находится в настоящее время.)
В Нижнем Новгороде в честь Минина и Пожарского в 1828 году был установлен гранитный обелиск. А 4 ноября 2005 г. под стенами Нижегородского кремля был открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — чуть-чуть уменьшенная копия московского памятника.
|