|
|
Орехово-Зуево — Краевестник
«Мастер-класс краеведа»
На мартовском заседании Морозовского клуба А.А. Бирюкова сделала обзор, как и какие традиционные методы может с успехом сегодня использовать краевед. Ею был проведен своего рода «мастер-класс» для краеведов, когда на нескольких примерах было показан процесс уточнения ею исторических фактов.
Пример 1.
Одной из задач краеведа в изучении топонимики города может быть объяснение неизвестных названий. Так, в Зуеве есть местечко, называемое Карасово. В своей книге «О городе родном — Орехово-Зуеве» Н.В. Ильина пишет: «КАРАСОВО — особое местечко в Зуеве на улице 1905 года. Расположенное на левом берегу Клязьмы, оно сохранило несколько домов дореволюционного времени, дома частного сектора. В период буйного весеннего разлива Клязьмы Карасово затоплялось. Этот факт используется отдельными краеведами для объяснения его названия: после спада воды в ямах оставались караси... И почему только караси, а не щуки, пескари? Почему место не получило название Щуково, Пескарёво? Есть вторая версия происхождения названия: от фамилии владельца или земли, или домов.
Тогда: 1. Почему не Карасёво (от «карась»)? и 2. Почему не Карасовская (если улица)?»
Старые сараи местечка Карасово. Фото wmouse.ru. | Клязьма у местечка Карасово. Фото wmouse.ru. |
А вот в альманахе «Богородский край» за 2002 год (№2) в статье о Богородских промыслах можно прочесть: «Уже с XVIII века Богородский уезд представлял собой район сплошного ткачества, в 1870 году, когда промыслами в уезде занималось 69800 человек, на долю ткачества приходилось почти 50500 человек, ткацкий стан стоял чуть ли не в каждой избе — «в окне каждой богородской избы виден «КАРАС» (в статье буквы строчные) («карас» — приспособление для размотки шелковичных коконов)».
Возможно в нашем зуевском Карасове и стояли такие же избы с карасом, на которых крестьяне разматывали шёлк, ведь все фабрики в Зуеве в конце XVII–начале XVIII века были шелкоткацкими. Отсюда и название местечка — Карасово. Думается, это вернее и не хуже, чем версия с «карасями»!
Пример 2.
Краевед должен заботиться о том, чтобы в его работах не было исторических ошибок, а также он обязан исправить замеченные ошибки в изданной краеведческой литературе.
Фото 1.Так, в 2006 году в Орехово-Зуеве была выпущена под редакцией Н.И. Мехонцева книга «Казарма». На 3-ей странице её обложки размещено фото с подписью «Крутое. Фото Каблева» (Фото 1).
При написании книги «Никольское — вотчина Морозовых» мне довелось изучить фотографии, размещённые в альбоме, находящемся в фондах Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея, как теперь мы знаем, составленного французской фотографической фирмой «De Jongh freres» в 1893 году для Товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» в местечке Никольском. Так вот в этом альбоме и находился тот снимок, что и в книге «Казарма» (фото 2). Фотограф Каблев не мог быть автором его, в лучшем случае, он мог перефотографировать имеющееся в музее фото.
Для более полного доказательства А.Н. Рябов сделал снимок в таком же ракурсе, в том же месте уже в настоящее время (фото 3).
Фото 2. | Фото 3. |
Итак, можно утверждать, что фото сделано во дворе бывшей викуловской больницы, в советское время это была территория 2-ой городской больницы, и никакого отношения к району Крутое не имеет.
Краеведам обязательно нужно тщательно проверять факты, которые они отдают в печать. Да и нашей, теперь единственной, газете «Орехово-Зуевская правда» следует проверять исторические материалы, которые публикуются на её страницах, у научных сотрудников музея. Тогда Зимний театр не стал бы «первым в России театром для рабочих», Подгорная прядильная фабрика не была бы названа «ткацкой», плац 79-ой казармы не находился бы на месте «стадиона «Динамо», а футбольное поле «за 30-ой казармой» не располагалось бы в районе школы №4!
Пример 3.
Есть множество фотографий и в фондах городского музея, и появляющихся в социальных сетях Интернета, которые также требуют изучения и объяснения краеведа. Это ещё одно направление краеведческой работы.
На выступлении было представлено два фото из 1926 года: «Мощение улицы Володарского» (фото 4) и «3-я улица Орехова» (фото 5). На той и другой фотографии видны непонятные тумбы.
Мощение улицы Володарского. | 3-я улица Орехова. |
Члены Морозовского клуба сделали предположения, что это афишные тумбы. Я предполагала в свое время, что это баки с водой, которые Зуевская Пожарная команда размещала в местах, удалённых от воды. Но однажды в соцсетях Интернета появились фотографии старых трансформаторных будок в Москве (фото 6, 7). Оказалось, это один к одному наши «неизвестные тумбы» с фото. Так открылась ещё одна тайна фотографий.
Московские трансформаторные будки. Фото 6. | Московские трансформаторные будки. Фото 7. |
Пример 4.
В архиве Морозовского клуба имеется фотография, на которой отснято множество людей (фото 8). Что это за люди, где сделан снимок — было неизвестно. Люди с листками, свернутыми в трубочку. Первое, что приходит на ум — актёры с ролями. Один из изображённых, находящихся в центре, явно главное лицо. Режиссёр? Ни один из известных режиссёров, работавших в Орехово-Зуеве после революции и до войны, не подходил.
Фото 8. | Константин Иванович Нажёсткин (справа). Фото 9. |
Но с листками могут быть ещё самодеятельные писатели и поэты. Клим Булавкин представил мне ранние фотографии Константина Ивановича Нажёсткина. И он нашёлся на фотографии! (фото 9) Значит, на самом деле, это литературное сообщество: «Основа» или «ОЗАПП» в зависимости от времени.
Фото 10.
Анатолий Леонидович Столетов предоставил мне фото, сделанное в одно время с тем, где к авторам присоединились и зрители (фото 10). Кстати, в авторском коллективе находился и его отец — Леонид Васильевич. Я изучала в своё время ореховские парки и скверы, и эта вторая фотография позволила установить, что снимок сделан в Саду профсоюзов (бывший сад Общественного собрания служащих Никольской мануфактуры С. Морозова) у открытой эстрады, скорее всего, после выступления самодеятельных писателей и поэтов перед слушателями. Так была идентифицирована ещё одна старая фотография.
Таким образом, системная работа краеведа по сравнению и сопоставлению текстовой и визуальной информации из разных первоисточников позволяет уточнить имеющиеся представления о нашем крае и даже открыть новые, ранее неизвестные исторические факты.
|
|
|