Орехово-Зуево — Краевестник


«Цветные» старообрядческие молельни
(исследование А Бирюковой)

Исторически сложилось, что Орехово-Зуевский край в XIX веке был заметным местом компактного проживания старообрядцев. Определённые аспекты жизни, деятельности и религиозного мировоззрения их последователей сохраняются и сегодня. А о некоторых забытых страницах истории старообрядчества в Орехово-Зуеве рассказывает участник Морозовского клуба, краевед Александра Бирюкова.

Знаете ли вы, что в селе Зуево, где большинство жителей столетие назад было старообрядцами, в конце XIX — начале XX века существовали «цветные» старообрядческие молельни? Впервые я узнала о существовании в 1909 году «Чёрной молельни» и «Красной молельни» в Городском архиве года два назад. Пыталась узнать у краеведов о них, но, оказывается, известно было только о «Чёрной молельной».

Прошло время. И вот мне дали почитать еще одну книгу из городского Архива: «Книга для записи протоколов членов совета Зуево-Орехово-Никольской старообрядческой общины неприемлющих Окружного послания при храме Рожества (это не ошибка — так написано на обложке книги, хотя в записях протоколов название с буквой «д» — Рождества) Пресвятой Богородицы в с. Зуеве с 1909 года». Интереснейшая книга, но о ней потом. Так вот, на страницах протоколов я нашла ещё одну «цветную» моленную — «Жёлтую». Книга раскрыла мне и сведения обо всех трёх «цветных» моленных.

Книга для записи протоколов членов совета Зуево-Орехово-Никольской старообрядческой общины Упоминание о «цветных» моленных
Книга для записи протоколов членов совета Зуево-Орехово-Никольской
старообрядческой общины

Как известно, в Зуеве было два направления старообрядческой веры: община беспоповцев Поморского согласия, чей храм на улице Кузнецкой стоит и поныне, и старообрядцы Белокриницкого согласия. Причём, последние ещё делились на две общины: приемлющих Окружное послание 1862 года и неприемлющих Окружное послание (для краткости: «окружники» и «противоокружники» или «неокружники»).

У «окружников» в Зуеве с 1840 года на земле Захара Морозова стоял деревянный молитвенный дом, в 1898 году в нём служил священник Фёдор Коротков.

«Противоокружники» же имели два моленных дома: на земле Фёдора Шкотова — это и была «Чёрная моленная» и второй на земле Петра Захряпина — она названа в вышеупомянутой книге «Жёлтая моленная». Сегодняшнее местоположение их можно указать лишь приблизительно: «Чёрная моленная» располагалась вблизи существующего пруда между улицами Урицкого и Пушкина (в районе дома №48), а «Жёлтая моленная» примерно там, где ныне расположен магазин «Пятёрочка» на улице Урицкого (в районе дома №50).

Бывший храм Рождества Богородицы «окружников»
Бывший храм Рождества Богородицы «окружников»

«Красная же моленная» появилась после того, как в 1906–1908 годах вместо деревянного молитвенного дома на земле З. Морозова, который пришёл в негодность, на участке Соловьёвых был выстроен кирпичный однокупольный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и Никиты-мученика (в настоящее время сильно перестроенное здание стоит между улицами Володарского и Кузнецкой — бывшая Трикотажная фабрика). Этот храм закрыт не позже 1930-ых годов, сломан купол и надстроен второй этаж, но со стороны улицы Кузнецкой можно увидеть сохранившийся старый декор здания.

Всё хорошенько обдумав, я пришла к предположению, почти выводу, что «цветные» названия храмам-моленным, посвящённым Рождеству Пресвятой Богородицы (а все они посвящены именно Рождеству Богородицы), для упрощения давали по цвету их моленного дома! Храм на земле П. Захряпина был деревянным светлым — жёлтым; на земле Ф. Шкотова был деревянным тёмным — чёрным, а красный — это новый храм из красного кирпича на земле С.Д. Соловьёва. Как всегда, всё оказалось очень просто!

А теперь вернусь к книге протоколов и одному из дел Центрального государственного архива города Москва. Моленный дом «Рождества Пресвятой Богородицы» «противоокружников» на земле Ф. Шкотова действовал с 1882 года. В начале XX века служба велась отцом Иоанном (Иваном Сидоровым). Попечителем этой моленной был известный в Зуеве и Орехове богатый торговец Пётр Мартынович Булкин. Именно он с И. Сидоровым и заключили договор аренды на этот дом. В приходе было от 600 до 1000 человек — жителей сёл Зуева, Орехова и проживающих на фабриках Морозова (в основном, я думаю, с мануфактуры С. Морозова, ибо другая ветвь Морозовых — Викуловичи — поддерживали беспоповцев Поморского согласия).

4 июня 1906 года был подписан акт о примирении «окружников» и «неокружников», было объявлено о мире между ними на основе выработанного акта примирения. Однако, не все «неокружники» это приняли, и ещё долго велись дебаты по данному вопросу.

Отец Иоанн был за подписание мира с «окружниками» и к этому призывал свою паству. Однако, среди его прихожан было немало категорически отрицающих Окружное послание, и они не хотели объединяться с окружниками, а потому перестали принимать Иоанна как своего пастыря. Более того, они собирались отобрать у него ключи от «Чёрной моленной» и выбрать другого священника. Дело дошло до Московского Губернатора и потребовалось вмешательство пристава 3-го стана Богородского уезда Домбровского, чтобы разрешить конфликт.

Можно назвать «Чёрной моленной»
Можно назвать «Чёрной моленной»
(это не тот храм, о котором речь в статье)

В октябре 1908 года два прихода старообрядцев — «окружники» и «неокружники» — со своими священниками на религиозной почве между собой соединились, оставаясь для моления в тех же храмах, т.е. одни в каменном храме на земле С. Соловьёва, другие — в «Чёрной моленной» на земле Ф. Шкотова. А вот меньшая часть прихожан «Чёрной моленной», которые не пожелали соединиться, оставили своего священника и ушли в «Жёлтую моленную» на земле П. Захряпина, где служил архимандрит Игнатий Захряпин. Среди них был отец Н.З. Бирюкова — Зот Иванович и мой дед Никита Епифаньевич Бирюков — так из материалов архивного дела я впервые узнала, что мой дед был старообрядцем Белокриницкого согласия, неприемлющим Окружного послания.

Когда часть прихожан покинула храм Рождества Пресвятой Богородицы («Чёрную моленную»), оставшаяся часть решила создать Зуево-Орехово-Никольскую старообрядческую общину неприемлющих Окружного послания — это случилось в начале 1909 года. Зарегистрировали Устав, утвердили у Губернатора печать, выбрали Совет общины, казначея.

На общем собрании общины избрали настоятеля в храм — им остался служивший здесь ранее отец Иоанн. Председателем Совета избрали Петра Мартыновича Булкина, который оставался им и в советское время. В Совет общины были избраны К.Т. Симонов (секретарь), Д.П. Чистов (казначей), М.О. Узков (староста в храме), В.И. Суровов, В.И. Молев, П.Г. Политов, Гр.С. Лебедев, К.И. Монахов, К.А. Меркулов, Р.К. Холоднов. Первое собрание Совета общины состоялось 2 февраля 1909 года.

Совет общины занимался всеми делами, касающимися храма: назначал церковные службы, крестные ходы, вёл метрические книги о родившихся, брачующихся и умерших, принимал участие в содержании кладбища (на берегу реки Клязьма, на котором хоронили всех зуевских старообрядцев), собирал пожертвования как на храм, так и на училище (Никольское начальное училище при фабриках С. Морозова), решал вопросы содержания хора певчих, ремонта храма, постройки алтаря и пристройки колокольни, проведения электричества в храм, в сторожки, в дом священника и на территории вокруг храма, вёл дела с высшим духовенством на Рогожском кладбище и многое другое.

Благодаря примиренческой политике священника иерея Иоанна и председателя Совета П.К. Булкина прихожане двух соседствующих храмов (деревянного на земле Ф. Шкотова и каменного на земле Ст. Д. Соловьева) жили мирно, несмотря на разногласия в отношении Окружного послания, а вскоре и они исчезли.

Арсений Иванович Морозов, который принимал участие в строительстве каменного храма Рождества Богородицы так же, как и Мария Фёдоровна Морозова, а затем стал его Попечителем, поддерживал и «Чёрную моленную», помогал Совету общины в решении многих финансовых и других вопросов.

В 1912 году, когда отец Иоанн стал слаб здоровьем, и не мог в полной мере служить в храме, ему в помощь Совет пригласил из Богородска священника Никифора Чистобаева, которой впоследствии заменил умершего Иоанна, принявшего перед кончиной монашество. Отец Иоанн в своем духовном завещании оставил Зуево-Орехово-Никольской общине все свои сбережения, которые были немалыми.

Можно назвать «Жёлтой моленной»
Можно назвать «Жёлтой моленной»
(это не тот храм, о котором речь в статье)

В 1918 году на основании Инструкции Наркомата юстиции и Декрета «Об отделении церкви от государства» Зуево-Орехово-Никольская община старообрядцев зарегистрировалась в Совете Рабочих депутатов, составлена опись имущества при храме «Чёрная моленная», которое приняли на ответственное хранение избранные члены Совета. В ноябре этого же года община приняла на хранение и церковное имущество из моленной Никольской конторы «Саввы Морозова сын и Кº», то есть моленная находилась в конторе до 1918 года (до этого фактически было подтверждено её существование в 1904 году).

Зимой 1919 года в городе был серьёзный топливный кризис, и прихожане каменного храма перешли на зимнее время в храм Зуево-Орехово-Никольской общины вместе со своим священником, в то время им был отец Константин Поспелов, но его в скором времени заменил бывший ткач Никольской мануфактуры Григорий Петрович Хазов.

Советы храмов остались без изменений, но для управления образовали ещё малый совет, куда вошли по три представителя от каждого храма. Так произошло действительное объединение «окружников» с «неокружниками». Не только в указанный период, но и в дальнейшем зимние богослужения совершались в «Чёрной моленной», а каменный храм использовался как летний.

И вот весной 1921 года дали о себе знать те прихожане-«неокружники», что ушли в «Жёлтую молельню» в 1909 году: они написали письмо в СРД, дескать, их силой оружия выгнали из храма, и потребовали себе ключи от «Чёрной молельни». Совет Зуево-Орехово-Никольской общины опроверг их лживое заявление и, если их помещению угрожает опасность, предложил им перейти для совместного моления в храмах Зуево-Орехово-Никольской общины на земле бывшей Шкотова и на земле бывшей Соловьева, но передать храм в их полное распоряжение отказался.

К сожалению, Книга протоколов через пару листов после рассмотрения этого вопроса закончилась, и каково продолжение этой истории — не знаю. А узнать хотелось бы!

А.Бирюкова, Заслуженный работник культуры МО
участник Морозовского клуба
сайт Морозовского клуба

09.11.2018 г.

 

Наверх

© White Mouse 2001-2024 г.


Яндекс цитирования
Использование текстов и изображений с White Mouse Site в качестве элементов
других сайтов без разрешения администратора запрещено!